Танцуют все
Некоронованная культурная столица — Витебск — хорошеет год от года. Здесь любовно восстановили исторический центр, выложили изысканной брусчаткой пешеходную улицу. Сувенирные лавки и уютные кофейни приглашают по–европейски скоротать время в дивном губернском городе, где в каждой пятиэтажной «хрущевке» появилась своя торговая лавка с яркой манящей вывеской. Если бы Илья Ильф посетил Витебск в наши дни, он бы шутливо отметил, что люди здесь рождаются, видно, для того, чтобы запастись модной одеждой, набить шкатулку бриллиантами и отужинать в трактире.
Неудивительно, что поздней осенью у многих постсоветских жителей, кто отдал танцу душу, появляется некий зуд, необратимое желание мчаться в Витебск, где в ноябре вот уже 26 лет кряду проходит фестиваль современной хореографии — IFMC. Форум стал необходимой, неотъемлемой частью жизни для тех, кто без ошибки умеет произносить словосочетание contemporary dance. В этом году фест приветствовал министр культуры Борис Светлов. Его появление на сцене IFMC танцовщики восприняли символически: ага, значит, государственная поддержка современного искусства все еще возможна, это не пустые слова. Министр был убедителен:
— Витебский хореографический форум стал одним из ожидаемых и запоминающихся культурных событий нашей страны и вносит весомый вклад в развитие искусства. В этом году к фестивалю приурочено издание книги «Современный танец на постсоветском пространстве». Это яркое отражение того, что фестивальные события становятся своеобразной энциклопедией такого востребованного направления, как современная хореография.
Воодушевившись спектаклем «Церберы» израильской труппы «Фреска», Борис Светлов сказал фразу, которая достойна войти в цитатник фестиваля как важное философское замечание: «Если попросту, никто не понял, о чем этот спектакль. Или каждый его понял по–своему».
Именно по–своему интерпретируют белорусские хореографы танец модерн. Первые туры национального конкурса, за которыми неустанно следит международное жюри во главе с Раду Поклитару, удивляют техникой — танцевать теперь умеют, — но, увы, не радуют идеями. Из потока фестивальных дней удалось выдернуть на миг сопредседателя жюри, балетного критика Ларису Барыкину. Она наотрез отказалась аттестовать конкурсантов до финала (призеров объявят 24 ноября), но тенденцию отметила:
— Техника у белорусских танцовщиков во многом стала лучше. Я езжу на витебский фестиваль уже 20 лет и помню времена, когда люди выходили на сцену и не знали, как двигаться. Но их переполняли идеи, за их творческим поиском наблюдать было невероятно интересно. А сейчас, у меня такое ощущение, танцовщики выходят на сцену для того, чтобы просто подвигаться. Сказать им абсолютно нечего. Вот это грустно.
Позволю себе не согласиться с оценкой московского критика Барыкиной, мне, например, не грустно, а, напротив, весело и распирает от чувства собственного превосходства, когда я наблюдаю за молодежными конвульсиями хореографов. До начала фестиваля я комплексовала, думала, что морально устарела и не угнаться мне за новыми трендами в искусстве, за современной танцевальной лексикой. Но, к счастью, постсоветские творцы остаются ужасными традиционалистами в своих постановках, и все проблемы, которые они проговаривают, я знаю назубок. О чем сегодня ставят? Обо всем, что видим вокруг: полном торжестве рацио над духом, упоре на деловитость, коммерцию и профессионализм. Допустим, знаменитый у нас хореограф Дмитрий Залесский и его коллектив «D.O.Z.SK.I» не стал упираться участвовать в витебском конкурсе IFMC. На правах гостя показал в концерте–открытии фрагмент нового спектакля, сорвал аплодисменты и был таков. К чему творческие соревнования, если «D.O.Z.SK.I» на сегодняшний день и так та самая единственная в стране труппа contemporary, у которой есть статус — государственная. И крыша над головой — Молодежный театр. Все остальные конкурсанты — Дмитрий Куракулов, Ольга Скворцова, Диана Юрченко, Сергей Микель и многие другие — ставят свои танцы исключительно из любви к искусству, репетируя где–то в фойе и сочиняя «на коленках», отсюда и общее впечатление от их спектаклей: бедненько и безвкусно. Самое главное — из постановок ушла творческая энергия, ощущение бурного потока свежих идей. А танцуют, двигаются действительно божественно. Убеждена, что жюри отметит в воскресенье проект минского хореографа Татьяны Аксеновой «Разные лица», Кирилла Балтрукова «синONиМЫ». Порадовал воспитанник Валентина Елизарьева Сергей Микель и его хореографическая миниатюра «Потерянные и найденные», где постановщик открыто заявляет, что тренированное тело есть, а головы на плечах — пока нет.
Фест продолжается. Сегодня нам предстоит финал белорусского конкурса современной хореографии. За короткий промежуток времени, пять фестивальных дней, люди, увлеченные танцем, безусловно, переживают некую вязь ассоциаций, эмоций и впечатлений. Обидно, что, приступая к каждому новому IFMC, разговор приходится начинать с нуля, снова обосновывать, втолковывать и разжевывать, что есть такое за зверь — современный танец и что же он нам транслирует. Обратите внимание: в репертуаре Большого театра появилась постановка «Шесть танцев» — ее привозили на открытие фестиваля и в Витебск. В этом спектакле артисты четко заявляют, что век балетника короток, пенсия приходит быстро, а модерн — это как раз то самое направление, где искать себя можно до бесконечности. Вот и весь сказ.
Советская Белоруссия №221 (24358). Суббота, 23 ноября 2013 года.
Автор публикации: Виктория ПОПОВА
Фото: БЕЛТА
Дата публикации: 20:12:33 22.11.2013
- Популярное в разделе
-
- Комментируемое в разделе
-